нажав на следующую кнопку, вы попадете в Телеграм к Елене, пожалуйста, представьтесь и опишите свой запрос в первом сообщении
связаться
Мы собираем файлы cookie, благодаря им просмотр сайтов становится значительно более удобным. Используя наш сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
соглашаюсь
FREDOMDANCE STORIES
"Я не хочу варить суп на сковородке!"
Интервью с Алексеем Кузьминым,
преподавателем медитации в танце freedomDANCE
и издателем интернет-журнала "Cобиратель звезд"
про призвание, про мужское и танец, про человека и систему.
Feel your feet and space out (чувствуй стопы и отлетай) — в этих словах то неописуемое, что происходит на танцполе под Лёшину музыку.

Люди чаще всего находятся либо в материальном, плотном, конкретном, ощутимом, либо отлетают в заоблачные дали и космический космос. Редкое умение — быть одновременно и тут и там. Корни и крылья. Лёша создает пространство для такого опыта.

В 2011-ом я финансовый директор серьезной компании. Всматриваюсь в своё отражение в мониторе на фоне таблицы с обоснованием инвестиционной эффективности девелоперского проекта для получения кредитной линии Газпромбанка. Колёсико мышки пощелкивает под пальцем, отматывая строчки с цифрами вниз, вниз, вниз — бесконечные, безразличные. Вот бы написать какой-нибудь рассказ, чтобы его опубликовали в "Собирателе Звезд". Этот журнал зовет меня "домой" и уносит от огромных экселевских таблиц. Но я мастер собирать цифры в таблицы, таблицы в отчёты, но не звёзды — в тексты...

Прошло семь лет, мое увлечение Тамболией познакомило меня с Лёшей. Оказалось, что он делает тот самый журнал. Один — без команды, без ансамбля, сам. Он тут же опубликовал в "Собирателе Звезд" мой короткий рассказ "Прикосновение к мечте".

Мы встречаемся на Чистопрудном бульваре и идем, следуя стопам, искать место для разговора. Ноги приводят на Хитровку. Кофе, творожная запеканка — святое, находим в углу залитой солнцем площади прохладные ступеньки — камера готова, цепляю микрофон — REC...

Елена Старжинская
про призвание
Что такое призвание для тебя?
Есть что-то внутри нас, что хочет быть выраженным и прожитым. Важно, что мы не втыкаем, что это. Когда пытаемся воткнуть, лишь ограничиваем то, кем мы являемся на самом деле. Непонятно кем.

Если я говорю: "Леша, нужно быть музыкантом", а у меня не получается нормально играть на музыкальных инструментах… но мне очень хочется... Я засовываю себя в рамки музыканта, хотя таковым не являюсь. А я, наверное, не музыкант просто, я кто-то еще.

Есть что-то, что хочет выразиться. Все, что я делаю — следую за этим.
Когда ты понял, что хочешь делать?
Это было всегда так. Сразу. Я всегда хотел делать и делал.

Мне, видимо, просто повезло в жизни. У меня не было периода, когда я бы не знал, чем заниматься.
Что было первым твоим делом?
Я бы разделил на две части.

Первая часть, когда ты просто взрослеешь, тебе что-то хочется делать и ты это делаешь. Есть две разные вещи — мои чувства, переживания, понимание мира и то, чем надо работать, зарабатывать деньги. В Макдональдс идти работать, еще куда-то, не важно.

Потом я добрался до офисной жизни и понял, что есть что-то внутри меня, за чем я могу последовать. И вторая часть балета -- в том, как я следую за этим. Она началась много позже.
Как ты это понял? Глас Божий?
Я помню, как шел по улице и думал: "Наверное, свой сайт "Собиратель звезд" я делаю не просто так. В этом видимо что-то есть". К этому моменту я делал его уже два с половиной года. "Ну ок", — подумал я и продолжил его делать.

Сразу после института я попал в дамки. Стал руководителем проекта с командой из восьми человек и хорошей зарплатой, возможностью приходить и уходить, когда хочу. Все было классно, и мне было 24 года. Мы делали портал shoping.ru — конкурент яндекс-маркета, это был 2007 год.

Под новый год мы делали обычную работу — подбирали параметры поиска для какого-то конкретного товара — например, фотоаппарата. Я и два программиста, мои друзья. Нам так по кайфу было работать, что мы задерживались после конца рабочего дня. И вот уже поздно вечером мы расписывали всякие параметры на большой белой доске.

Рядом стояла елочка и на этой елочке мигали лампочки. Я очень ясно это помню. Ее нарядили к новому году в офисе. Я вдруг почувствовал, что есть что-то, что вообще не про это, и оно меня зовет. Ё-мое!
услышать
Через несколько месяцев ушел с этой работы. Пошел в благотворительный фонд. Подумал: "Наверное, то, что меня зовет, это что-то такое доброе — помогать людям, например."

В благотворительном фонде было очень круто, все четко, отлажено как в швейцарских часах. В первый день я начал чувствовать тошноту. И во второй день чувствовал. Меня тошнило с перерывами полтора года. Это была обычная работа, она была классной. Я делал проект, мог путешествовать, ездил по детским домам — социально это было круто. И мне это дало хороший опыт.
То есть то, что тебя позвало было не про благую деятельность?
Нет, вообще нет. Когда через полтора года я окончательно понял, что не мог там больше работать, я пошел полежать в ванной. Мне подарили флоатинг на день рождения. Испытал какое-то сумасшедшее состояние невероятного счастья. И с тех пор все начало меняться. Не из-за этого состояния, а просто. Это был не мой импульс, а импульс вокруг. На работе все хуже и хуже были условия. Я понял, что нужно уходить, и ушел.
И?
И решил, что надо завести ребенка. Работы-то нет.

Наташа (жена) забеременела через несколько месяцев. Начал расти живот. Работы все не было. Друзья говорили:
Леша, твоя ситуация похожа на резинку от трусов. Она все дальше и дальше оттягивается с каждым днем. В какой-то момент ты просто получишь по заднице очень сильно."

Я не получил (ха-ха).
Как же ты вывернулся?
Наташа беременная, девятый месяц, все серьезно. Ей скоро уходить в декрет. У меня работы нет, я живу на ее деньги. Ее родители охренели. И вот она (резинка от трусов) оттягивается, оттягивается…

Я уже танцевал в этот момент. Пока она еще не очень сильно была оттянута, я познакомился с Пятью Ритмами* и просто чокнулся. Семинар закончился, чувак, который его вел, уехал. Я подумал: "Ну и как жить-то теперь?" Что-то повернулось во мне. Я больше не прежний Леша. Я понял, что могу танцевать.
«Пять ритмов» — практика медитации в движении и танце, созданная Габриеллой Рот в 60-е гг. XX в. и с тех пор превратившаяся в одну из популярных и уважаемых техник работы с телом в США и Европе. Занятия «5 ритмов» нацелены на то, чтобы привести в движение тело и таким образом успокоить ум. Последователи практики полагают, что концентрация внимания на том, что происходит с телом и дыханием — это быстрый путь к медитативному состоянию, в котором становится очевидной истинная суть человека и его отношений.
— Википедия
Это была революция. Потому что я не танцевал до. Вообще. Совсем. Я стеснялся. Чувствовал, что внутри есть какой-то зов, но я не мог. Реально не мог. И вот я пришел на семинар и смог. Все начали танцевать, и я начал танцевать.

Когда резинка была уже сильно натянута, я нашел Юру Пичугина, который был на том же семинаре, что и я. Написал ему сообщение: "Нет денег, нет работы, хочу танцевать. Могу тебя организовывать и сделать сайт." Что я еще мог? Он сказал: "Ну давай." В итоге полгода я организовывал ему занятия в Москве. На одном из таких занятий (резинка уже трещала от натяжения) я испытал сильный опыт.

Юра все говорил про отпускание — отпустите, отпустите, отпустите, отпустите. На занятии было всего два человека. Мне казалось, что он это говорит лично мне. И в какой-то момент я решился — пойду за этим. Что случится дальше? Я начал как-то дергаться, оказался на полу... и все закончилось.
Внешне ничего не изменилось, но внутри появилось ощущение пространства. Звонит мне друг и спрашивает:
— Ну как ты?
Знаешь… мне стало похер на все. Просто совсем. У меня нет работы, беременная жена, но я чувствую, будто у меня первый день отпуска.

Мне стало как-то по-настоящему безразлично. Это фантастическое чувство, я наверное больше не испытывал его в жизни. Два дня я был в состоянии полного безразличия, что у меня какие-то проблемы в жизни.
— Я в отпуске, — говорил я им.
И на третий день я пришел на собеседование и мне предложили работу.

Важно, что я отправил порядка двухсот резюме за время моего ничегонеделания. Я пытался понять, что нужно делать, и мне не приходила работа. Меня не брали, или мне не хотелось туда идти. А тут я прошел два собеседования, и меня приняли сразу в двух местах. Через полтора месяца я стал получать те же деньги, что получал в офисе.

Я связываю эту трансформацию с тем моментом отпускания в танце. Что это было? Магия какая-то произошла. Что-то случилось. Какой-то опыт, который дал мне состояние и через три дня я нашел работу.

При том, что девять месяцев ее не было. Доходило до того, что я пытался устроиться хотя бы курьером, а вакансию снимали в день моего обращения. Так было постоянно. С какой-то даже тупой работой. Я раньше был почти топ-менеджером, но уже думал — похер на это, буду просто где-то работать. И все равно двери были закрыты. А потом открылись.
Что это была за работа?
Пять лет (с 2010 по 2015) я был фрилансером, удаленно занимался сайтами, работал на разные компании, брал заказы. Было много работы. Кульминацией всего этого стал нервный кашель.

Я воспринимал эту работу, как переходную. Что когда-нибудь я доберусь до чего-нибудь более важного, когда-нибудь у меня это получится. Я понимал, что это просто ремесло, которое я умею делать и меня от него не тошнит.

Все стало заканчиваться, когда я пошел учиться на преподавателя freedomDANCE. На ровном месте стали отваливаться мои заказчики, меня кинули на деньги. Все это я связывал с тем, что начался какой-то новый этап. Я пошел учиться на преподавателя медитации в танце, начался финансовый кризис в 2014 году.
ПРО ШКОЛУ FREEDOMDANCE
Алекс Свобода - основатель школы медитации в танце freedomDANCE
Откуда взялся freedomDANCE?

Через полгода проекта с Юрой Пичугиным, я уже знал про Алекса. И даже на первом семинаре у Ричарда я видел его флаер. Я подумал — он учится у Габриэлы Рот? Мне не нужен ученик, мне нужен мастер! И я не пошел к нему.

Потом он приехал снова и я подумал — ну ладно, теперь я готов. Пришел на его трехчасовое занятие и понял, что я останусь с ним. Наверное, когда ты находишь своего мастера, такое чувство приходит.

А сейчас какие у вас отношения?

Он мой основной учитель. Все железобетонно. Это основной человек, который держит руку на моей спине.
В чем суть отношений с учителем для тебя?
В том, что я могу всегда написать и задать вопрос про процесс преподавания и я получу ответ. В том, что я абсолютно полностью принят, таким какой я есть. В том, что вся моя сила внутри меня.
Каковы отношения со школой Freedomdance, как с институтом?
Я вижу два слоя. Один слой — что есть некая магическая вещь. Магическая — потому что танец это опыт, который не связан ни с чем внешним. Не нужно ничего читать, не нужно даже слушать музыку ничего не нужно извне, чтобы ты начал танцевать. Это природная вещь. И даже "природная" слово странное. Как мы ходим, так мы и танцуем.

И она магическая. Потому что спонтанный танец соединяет нас с тем пластом нашей жизни, культуры, психики, где нет конструкций — что ты должен ходить одетым, говорить на языке, не должен плеваться и материться, не должен разрисовывать руки — это неприлично. Танец с тех до-времен. Когда мы танцуем, мы получаем этот глубокий опыт, который и есть мистический.

Мистический — слово, на которое очень много разных указывающих пальцев, и оно немного дискредитировано. Но это именно о природном — как камни или деревья. С деревьями ведь как? Мы умрем, а деревьям от этого только лучше будет. Вся природа будет кайфовать без нас. Танец — это опыт контакта с тем глубоким пластом, что был все это время и продолжает быть.
И есть второй слой. Есть его реализация в моей жизни в виде формы — школы FreedomDANCE. Потому что именно эта школа дала мне возможность преподавать.

Если бы не учительский курс, я бы никогда не решился. У меня не было достаточно силы внутри. До момента, когда эти люди (круг учителей — Алекс Свобода, Лори Сальцман, Сью Риккардс) сказали:
Мы посовещались и решили — ты готов.

Первый год я не верил сам себе. А чуваки, которые много лет это делают, мне сказали — ты можешь. Все, мне достаточно. Они мне сказали, что я могу. И я могу.

Это то, что дала мне структура, институт freedomDANCE. Но у меня есть ощущение, что сама структура мешает той миссии, которую она себе выбрала. Первая строчка нашей миссии — делать практику медитации в танце доступной людям. Для меня это звучит как "распространять ее". А структура ограничивает это распространение, на мой взгляд..

Мне кажется, некоторые наши правила идут вразрез с миссией, препятствуют тому глубокому опыту, который мы можем предлагать людям.
Что ты потеряешь, если не будешь соблюдать эти правила?
Наверное, я не хочу потерять возможность называть свои занятия freedomDANCE. Потому что я верю в эту практику.

Есть правила, которым я легко следую и согласен с ними. Например, правило об уровне обучения. Я на своем уровне не могу касаться эмоций и личной истории. И я не делаю этого. Я не могу провести занятие, где мы будем танцевать "печаль", не считаю себя квалифицированным для этого. Как и детство, смерть и еще что-то такое.

А есть организационные ограничения. Например, можно ли пригласить учителя в город? Можно. Но для этого нужно соблюсти определенные правила и провести определенные согласования. Чего, бл#ть?! Ну какие согласования? Мы же за танец! Никто не рискует. Нет рисков, мы не строим здание, мы не покупаем в кредит оборудование. Я не могу это понять.

Или если ты ведешь занятие в каком-то городе — надо спрашивать совета у тех, кто там уже был. Окей, я эту тему осознал, что есть планета, где это важно. Но я все равно не могу этому соответствовать, не понимаю. Для меня все по-другому устроено.
Как?
Так, что мы следуем за танцем. За возможностью, чтобы все люди в мире танцевали.
В чем главный конфликт?
Я вижу, что фокус внимания школы, как института, больше на создании структуры, нежели чем на реализации задуманного. По-моему мнению, мы должны опираться на результат, к которому стремимся — например, миллион танцующих людей. Достигнем этого результата будут ясны правила, по которым это стало возможным. И мы их сможем записать и использовать. А не придумывать сначала правила, а потом в них пытаться вписать наши действия.

Это как:
— А давайте суп на сковородке сделаем — давайте-ка примем это.
Я не хочу варить суп на сковородке! Есть же кастрюли, есть специальные вещи для этого.
То есть ты считаешь, что архитектура системы не соответствует задачам, которые она решает?
Да.
По сути это для тебя такая же резинка от трусов, которая как-то сдерживает. А если бы ее не было? Что будет, если исчезнут правила?
Продолжу просто делать свое дело. Просто исчезнет какая-то зудящая вещь, которая мешает и сдерживает. Но я чувствую, что не все этого хотят. Кого-то исчезновение правил приведет в смятение. Мне-то будет хорошо. Я за четыре года после окончания учительского курса пришел к тому, что собираются группы, я могу жить на это, все хорошо. А кто-то — нет. И им вся эта структура и правила дают ощущение сопричастности и чему-то очень важному служат.
Представь, что ты живешь на одной улице с людьми, которые не могут без системы…
Я переезжаю. Просто я уезжаю с этой улицы.
(мимо проносится велосипедист)
спонтанный танец соединяет нас с тем пластом нашей жизни, культуры, психики, где нет конструкций
Как ты думаешь, в чем причина конфликта между тобой и системой?
Я думаю, что это в связи с тем, что каждый из нас, включая меня, сталкивается с процессами своего Эго. С такими вещами, как отпускание, признание, благодарность. Это все очень болезненные вещи. Я, например, завидую всем подряд, кто как ведет занятия.
Ты? Завидуешь?
Конечно. Я считаю себя лучшим, поэтому в последнее время я уже меньше завидую, чем раньше. Когда я понял, что лучше всех, стало полегче. Я лично сам себе это понял, признал, объяснил и расслабился. Пока был не уверен в этом, я очень сильно завидовал.
Как ты себе объяснил, что ты лучший?
Тем, что много людей танцует.
Много людей танцует? Все, Леша — молодец, ты смог.
И больше не завидуешь?
Завидую. Но меньше.
Кому?
Всем вообще. Не важно. Это эго — моя куча активирующихся процессов внутри. Из детства — недолюбленности, отвержения, там очень много всего.

И я думаю, что что-то подобное происходит с каждым человеком, включая Алекса. У него другой уровень этого же самого. Для него freedomDANCE — это ребенок. А я его ученик и начинаю вы#бываться, не следовать его правилам. И мы сразу проваливаемся в отношения подросток-родитель. И все, капец.

Мне кажется, что если откинуть все это и просто сделать так, чтобы все танцевали, мы вырастем благодаря этому. Это ключевой момент для меня с темой эго. Когда мы оказываемся в движении, танцуем, все эти вещи постепенно растворяются. И этот мудрый и естественный для миллионов людей тысячи лет способ — танцевать — нас врачует.

Танец приводит нас в то состояние, в котором мы можем видеть ясно. Мы можем избавиться на какое-то время от искажений восприятия, которые создает эго. Алекс так и говорил, что на всех общих встречах школы нам нужно сначала танцевать, а потом общаться.

И поэтому нам нужно танцевать. Если бы мы танцевали все вместе, а не просто думали об этом, то и страна бы подтянулась. Мы бы могли вырасти, очиститься, трансформироваться и смотреть на все по-другому.
Зависть - это хорошо или плохо?
Я думаю, что это естественно. Все люди через нее проходят. Это какой-то процесс с собой. Дети сильно завидуют, потом поменьше завидуют, когда взрослеют.

Мне помогла фраза: "зависть — это указание на то внутри меня, что не реализовано и хочет быть реализовано". Внутри меня есть какая-то потребность, я вижу это у кого-то, моя потребность рвется и не может пройти — это вызывает зависть. Так просто есть. Я не скрываю, понимаю, когда приходит.

Если бы во freedomDANCE был человек, который провел больше меня занятий я б ему завидовал. Но его нет.
если бы мы танцевали все вместе, то и страна бы подтянулась
ПРО МУЖСКОЕ
Как сочетается freedomDANCE и мужское?
Один друг мне говорит:
— Слушай, ты зовешь меня туда, где люди под плавную музыку танцуют, как водоросли?

Меня обидело это сильно.

Я думаю, что женщинам по природе гораздо ближе танцевать. И поэтому женщин большинство в любых танцевальных практиках. А у мужчин есть сопротивление — пацан не танцует, буду каким-то не таким, что обо мне подумают — короче куча всего. С другой стороны — если я буду танцевать, там будут красивые девушки, значит я могу их потрогать, потанцевать с ними — это плюс.

Когда люди проходят через все это сопротивление, они могут идти очень глубоко в танец. Мужчинам просто сложнее, для мужчин вызов больше. Им сложнее двигаться плавно, у них много ответственности в жизни — они мужчины.
А если сравнивать не мужчин и женщин, а мужчин и мужественность?
Это напрямую связано с тем, что дает им ощущение мужественности. Даже странно: огромный подарок есть за забором и нужно всего лишь преодолеть забор. Я помню, когда начал танцевать, я подумал — офигеть, я могу проявить свою ненависть, ярость, все что есть во мне.

Я друга звал, говорил ему:
— Ну ты же не будешь ходить по улицам и бить людям морды. Не будешь же драться. Я вот вместо этого могу прийти и танцевать это. И я получаю то, что мне нужно — воинственность, жажду крови.

Это все про мужскую часть и в танце мы целиком и полностью можем отдаться ей. Потому что это часть жизни. Как и мягкость.

Марк Сильвестре сказал такую вещь — мужчина может принести сюда всю свою власть, всю свою силу, целиком. И одновременно он может учиться быть чувствительным, слушать. Не только орать, вздувая жилы на горле: "Уааа!", но и быть мягким. Именно это и нужно людям. Стоять на двух ногах.
услышать
У танца есть некий стереотип. Говорю "танец" и вижу девушек в красивых платьях, мужчин одетых во фраки. Танец — это цветочки, а ты мужчина, сидишь под деревом, на лугу перед тобой танцуют девушки — ты посмотрел на это и пошел дальше воевать.

Мне нравится, что freedomDANCE — это не только танец, это экстатическая практика, как ни крути. Алекс про это хорошо говорит: потеряна традиция танцевать просто так. Сейчас чтобы танцевать, нужно либо напиться, либо учиться танцевать. И отсутствует связь с тем, что танец это очень природное.

Но если погуглить слово "танец", там не будет разъяренных мужчин. Там будут красивые женщины.
А хака?
Хака — это все же больше ритуал. Перед битвой они это делают, чтобы всех привести в воинственное состояние. Это не спонтанный танец, когда мы проявляем себя. Это другое.
Вот если сейчас бы перед тобой стояла группа хоккеистов, ты бы их позвал танцевать?
Ну конечно
Что бы ты им сказал?
Я бы объяснил им, что там будет круто, будут люди и давайте потанцуем, камон.

Я не стал бы им объяснять, что они там смогут орать — может, они не хотят орать. Может, они начнут танцевать и будут плакать, кто знает.

Танец — это просто некая общественная вещь, которая просто есть. Без ассоциаций с тем, что я могу получить исцеление через танец, что я могу проявить себя.
— Проявить себя? Хорошо, а могу ли я орать тогда?
— Конечно можешь.
— А еще что-нибудь?
— Конечно, да!

И тут мы подходим уже к границе с обществом. Потому что если мы просто будем танцевать и орать, придут полицейские. Мы же посягаем на некое общественное устройство. Поэтому требуются специальные залы, чтобы это делать. И это все препятствия, мешающие прийти мужчинам.

На хаку, наверное, легче было бы звать мужчин.
А есть какой-то аргумент основной для мужчин?
Наверное, можно сказать слово дикость.
Мужчин останавливает страх?
Да. Страх выглядеть, как идиот.

Танцевал одно время с нами мужчина из северного города. Такой здоровый, кг 100 весом, лысый, в свитере, выглядит как зек. Его бизнес — покупать здания и распиливать их на металлолом. Мы едем в машине , он говорит в телефон: "Дарья Петровна, а как вы в Крыму поживаете? Может я приеду к вам, кораблики попилим?"

И вот он пришел на пару семинаров и стал ходить по вторникам. И говорил:
— Леша, пацаны просто не поймут, чем я тут занимаюсь.

Я думаю, что для мужчин вход через женское. Мужчинам нужно довериться своей женской стороне, и она приведет их к чудесам. К чудесам мужской части, вот в чем дело.

Это не значит, что мы отказываемся от мужчины внутри — мы идем за женщиной. Как это произошло со мной: мама рассталась с папой, когда мне было два года, и видимо во мне поэтому больше женского было — мягкости. И это привело меня к тому, что можно снять футболку и орать — к настоящему — к тому, кто я есть. Это как поток. Вы должны сдаться женскому потоку и он приведет вас к соединению мужчины и женщины внутри.
ПРО ВОЛШЕБСТВО
Я видела ролик, где ты говорил, что "твое слово" это Изумление. Как оно пришло к тебе?
Первые годы в конце всех танцевальных семинаров я говорил одну фразу:
-- Это удивительно!
Это слово было для меня про ощущение "ни хрена себе!". И все смеялись надо мной. И я перестал говорить это слово. А какой был вопрос?
Ты его выбрал или заметил?
Я заметил. Это состояние, в котором я оказывался. Удивление — больше состояние ума. А изумление — более глубокое слово и более глубокое состояние.
Когда тебя представляют, часто пишут: Алексей Кузьмин, настоящий волшебник. Что это для тебя?
Так стали называть меня люди, я так никогда не называл себя.

Я даже иногда думал: "Раз так меня называют люди, почему я не могу это на себя направить? Решить проблемы в своей жизни при помощи этого? Я же волшебник."
Что это такое твое волшебство?
Я думаю, что люди видят какое-то качество, которое есть во мне. Наверное, я и есть это качество, на самом деле. Тот Леша, у которого ноги, руки, красные кроссовки и... волшебство.

Словом "волшебство" называют то, что видно, что есть во мне. И, может быть именно это и есть та динамическая штука, о которой я говорил в интервью с Сергеем Берлиным. Та, которая проявляется через танец, через "Собиратель Звезд", Тамболию, freedomDANCE.
На что это похоже?
Это похоже на прямой контакт с реальностью. "Сырой" — слово неуютное, но это как будто ты поднял трубку и сразу ответили.

Про чувствование жизни. Очень широкое чувствование жизни. Это очень важно для меня. Поддержание жизни.
Никто так не умеет называть очевидные вещи, типа "пол внизу, потолок - вверху", как Алексей Кузьмин.
Это все канал, который по хьюман дизайну у меня есть — мистический канал. В моем присутствии у людей случаются озарения. Это я такой родился. Что ты хотела спросить про пол?
Я хотела спросить про волшебство.
Это было главное слово для меня очень долго. И, наверное, остается сейчас. Это слоган Собирателя Звезд — "Волшебство повсюду".

Потом, когда думал над этим, мне пришло слово Изумление. Это такое чувство, чувствование.

Про меня так говорят и я чувствую также, но не могу признать себя в этой роли или использовать как-то ее. Процесс моей жизни такой. Я так живу и, видимо, открываю что-то, что со стороны выглядит, как волшебство. Мне это нравится, я с этим согласен. Так и есть. Но как будто бы это еще не мое знание.
Оно твое или скорее ты его?
Я думаю, то, что называют словом "волшебство" и есть я. Тот, у которого нет имен, он просто есть. Возможно, это именно то качество во мне, которым я и являюсь. Я это так чувствую. Слово "жизнь" ближе всего.

Мне снились сны, посвященные небу. Очень много таких снов. С самого детства. Все они были примерно такие. Я во сне смотрел в небо. Небо было звездное, там летели корабли. Или не летели. Потом были сны, когда я из окна смотрел на небо, и там снова летели корабли, самолеты, летающие тарелки. Лет до семнадцати я постоянно видел эти сны.

Роль звездного неба огромна для меня. У меня есть друг — Владимир Чудесный, он позвал меня на мой первый танцевальный семинар. Так вот однажды я его спросил:
— Слушай, что это такое?
Просто это ты — небо, понимаешь? Это и есть ты.

(слышен колокольный звон)
ПРО МУЗЫКУ
У тебя есть цель?
Конкретно — нет. Потому что, в целом, мне пофиг на большинство вещей.

Но глубоко в душе есть что-то очень важное, за чем я иду. Я тут открыл инстаграм одного чувака - блогера, бородатый такой, у него куча машин. Я подумал — блин, я не достиг этого, мне 35 будет. Но я и не потерял что-то очень важное. Что-то непонятное, что меня влекло и тянуло. Я всегда искал ответ и я его нашел.

Но это не пришло в виде того, что "ты — небо, люди — братья, птицы — это птицы, а черви — их надо есть", такое. Это пришло через танец в виде ощущения, в виде проживания. Это ответ на вопрос про цель. Как я себе позже объяснил — тело дает нам способ понять, что мы не оно. Руки, ноги и то, насколько мы соединены с ними, дают нам понимание и ощущение, что мы находимся дальше, мы выходим за пределы тела.

Это осознание — чувственный ответ, который пришел в виде ощущения или осмысления внутрь меня, и я стал с ним жить. Цель, которая меня ведет — это проявление того, что я чувствую внутри, того, что через меня хочет проявиться.

(устав сидеть на крылечке, мы решаем продолжить разговор на ходу)
Я думаю, что это цель любого человека — проявить то, что как будто есть в нас. Что-то, что мы получили по рождению. У нас у каждого есть возможность воплощения предназначения. Но это не конкретная штука, а Некое, которое хочет проявиться. Наверное, это мы, на самом деле. Или Бог в нас. И я хочу, чтобы это проявлялось.
Есть ли у Некоего какие-то измерения?
Если переводить во что-то конкретное, я бы хотел путешествовать по миру, быть на разных континентах, быть востребованным, чтобы график мой был расписан, много было запланировано событий и они везде были бы успешными. Ты делаешь и получаешь отклик. Хочу быть знаменитым в той теме, в которой я работаю.
Если ты знаменит, то твое предназначение сильнее проявлено?
Да. Ключевое слово — проявлено. Я сделал заметным это большему количеству людей. Проявление — важное слово.

Сама знаменитость — немного не то слово, я имею ввиду то, что много людей увидело это. Кому-то зашло, кому-то нет, но я дотянулся до многих. Это для меня важно. Я уверен, что танец подходит всем. Но, наверное, все-таки нет.

Проявленность как возможность предложить попробовать медитацию в танце большему количеству людей. Чтобы это случилось с теми, для кого по-настоящему важно, для кого это станет Путем.

Не всех прет такой способ изучать мир. Многие могут просто танцевать и все. Потому что танцевать подходит всем. С танцем я уверен. А практика медитации в танце может не всем зайти.

Именно танец, как способ познания жизни или мира — то, как мы это используем — более глубокая вещь, если мы остаемся в контексте freedomDANCE.

Сейчас это моя форма проявления — медитация в танце freedomDANCE. Я не знаю, сколько лет это продлится. Меня прет и я хочу, чтобы продлилось долго. Может, потом я буду диджеем и музыку напишу и буду проявляться через написанную музыку. То же самое. Это не значит, что Леша переквалифицировался. Вот когда я ушел из офиса — тогда да, я переквалифицировался. А то, что я преподаватель freedomDANCE и веду Тамболию* — тут разница небольшая в том, что я делаю.
«Тамболия» — это Карта человеческих состояний, представленная в виде коллективной настольной игры, которая помогает найти ответы на самые разные вопросы в жизни, отношениях, бизнесе.
В чем разница freedomDANCE и Тамболии?
Просто это два разных по форме процесса.

В Тамболии я выступаю в роли проводника Куда-то. В какое-то место, где будет ясность, для человека. Ясность — важное слово.

А во freedomDANCE я проводник того, чтобы случился опыт танца. Своего танца — того момента, когда мы можем сдаться ему, когда мы можем пойти за танцем, следовать за ним. Я создаю пространство для этого.
Как ты создаешь пространство для ясности?
Это вопросы и обращение внимания — на то, что происходит вокруг, на ощущения.
Но ведь не каждый вопрос ведет к ясности.
Да. Я люблю образ с чашечками. Ты поднимаешь чашечку — там одно. Нет, не это? Окей, следующая чашечка. В какой-то будет что-то важное.

От человека много зависит. Если человек привык думать о чем-то, он может миллион вопросов перебрать, а ответ будет в первом. Чем больше человек действительно честно смотрит на что-то, тем быстрее "Это" проявится.

Во freedomDANCE больше вещей. Там есть мое личное присутствие в пространстве. Я не знаю как это объяснить, наверное, научно это как-то объясняется. Идея в том, что я стараюсь присутствовать в теле и в настоящем моменте. Я нахожусь в роли учителя — и это уже работает. Я вниманием держу пространство. Выбираю музыку - что ставить дальше, каким будет следующий трек. Я говорю что-то. Важно, не что я говорю, а как и в каком состоянии я это говорю.
А собиратель звезд? Там что?
Там сайт просто, на котором разные картинки, видео, притчи. По сути там то же самое. Я просто нахожу то, что мне откликается и выкладываю в одно место.
Если бы было что-то глубже freedomDANCE, что бы это было?
Музыка. Я хочу писать музыку. Это то, что сейчас меня зовет внутри. Я чувствую жжение — мне нужно создать музыку.

Когда я учился в институте, у нас была группа. Мы называли ее "Троя", потому что нас было трое. Мы немного посуществовали, не написали ни одной песни, поиграли сколько-то раз вместе и поругались. Я учился в институте, мне важнее было учиться в то время.

Потом, лет в тридцать, опять это приперло — я пытался развивать слух, одно-другое. Когда я стал вести занятия, понял, что моя музыкальная часть реализуется в том, что я ставлю музыку людям.

И вот сейчас опять накатило. Как переехал в свой дом.
я хочу создать музыку, которую я мог бы ставить на занятиях, чтобы люди танцевали под нее
Музыка дает доступ к открытому сознанию людей. Тебе никогда не хотелось туда что-нибудь внедрить?
У меня нет личного намерения. Мне кажется, это не мое намерение. То, как я строю freedomDANCE, всегда заканчивается на чем-то светлом. Это некий приход.

Состояние, которое приходит на последнем треке — наверное, это то, что я хочу вложить. Это свет.

Это вроде не про радость, не про грусть — это про что-то, что есть. Это что-то, что не ведет вниз. Очень легко поставить грустный трек в конце, и все будут рыдать. Я хочу создать музыку, которую я мог бы ставить на занятиях, чтобы люди танцевали под нее. Просто так мне не интересно, только для опыта в танце.
Как это объяснить? У меня есть музыка, помеченная словом "свет" и все вторники заканчиваются такой музыкой.
Если бы тебе предложили выступить по радио с речью в 30 секунд, которую услышит каждый человек на планете. Что бы ты им сказал?
Помните, когда-то это закончится. Это точно. Вы все заинтересованы в том, чтобы поддержать жизнь друг в друге. И во всех живых существах. Наше сердце знает больше, чем нам кажется. Если у нас будет время прислушиваться к нему, жизнь изменится. И все поменяется вокруг. Потому что есть нечто большее, что хочет проявиться через нас. И всегда было и всегда проявлялось. И это не то, что мы можем выучить в школе. Это то, что мы можем открыть внутри себя.
услышать
А если бы добавили еще 10 секунд?
Я веду freedomDANCE с кельтской музыкой в пятницу, приходите.
А потом я бы предложил замолчать на 10 секунд и прислушаться прямо сейчас к своему сердцу.

(несколько секунд идем в молчании, выключаю диктофон, сворачиваю микрофон-петличку, останавливаемся)

- О, КАКАЯ ИНТЕРЕСНАЯ КАРТИНА, ЧТО ЭТО ТУТ НАПИСАНО?

- MY NAME IS SPACE.