нажав на следующую кнопку, вы попадете в Телеграм к Елене, пожалуйста, представьтесь и опишите свой запрос в первом сообщении
связаться
Мы собираем файлы cookie, благодаря им просмотр сайтов становится значительно более удобным. Используя наш сайт, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.
соглашаюсь
"Люди начинают осознавать, что этот мир устроен более тонко, чем они первоначально думали"
Тренер и психолог Михаил Ляховицкий рассказал, что мы наблюдаем новый тренд — стремление к духовности и творчеству, которое даст импульс к развитию материального мира.
На Петербургском экономическом международном форуме 2018 в сессии «Транзитный мир: что завтра?» выступал индийский йог и мистик Садхгуру. Это явление вызвало обсуждения - кто-то считает, что это бред и Греф сошел с ума, кто-то видит в этом новый тренд.

С этого мы начали разговор. Про место встречи бизнеса и духовности, тренинги и их трансформации, про систему, источники вдохновения и мечты.

*Интервью первоначально опубликовано на портале ЧТД, здесь приводится его расширенная версия

Елена Старжинская
ДУХОВНОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ
Как ты относишься появлению йога на экономическом форуме?
Здесь есть несколько тенденций, я думаю. Первая тенденция связана с тем, что сейчас в соответствии с теорией Грейвза, человечество переходит на вторую октаву. В прошлом веке очень явственно прозвучала шестая струна первой октавы и обозначился переход на следующую октаву. В этом тысячелетии начался переход. Этот переход - это некий качественный скачок. И в этом качественном скачке, в том числе, на энергетическом уровне происходит перестройка на более тонкие вибрации.

На психологическом уровне люди начинают больше осознавать, что этот мир устроен более тонко, чем они первоначально думали, что он не просто материальный. На разных уровнях проявляется запрос не только на осознание себя как физического тела и своей социальной роли, но и поиски чего-то большего.

Очевидно обострение противоречия между духовным и материальным и одновременно попытка его разрешить. Человек в себе соединяет духовное и материальное. Но в социальной жизни — как и в сознании многих людей в принципе — духовное с материальным очень жестко разделено.

Есть люди, которые увлекаются материальным миром. Для них духовное — либо вообще чистый бред, либо что-то абстрактное, к реальной жизни не имеющее отношения. Но мы видим тенденцию к интеграции. Запрос на более целостный взгляд на себя и на мир, на осознание своих более тонких частей — фактически это запрос на осознание своего духовного начала — как раз и вылился в стремление к интеграции.
Я очень материалистичный был человек, физик по образованию.

И для меня в свое время было шоком, когда я выяснил, что многие ученые становились религиозными не в детстве, не в силу того, что родились в определенной культуре.


Например, родились они в католической культуре и поэтому они католики. Но нет, не так. Они, будучи учеными, исследуя этот мир, вдруг становились религиозными людьми. И для меня как для материалиста это была полнейшая загадка.

Сначала я это списывал на их происхождение — ну буржуи, понятно. Они не понимают, недопонимают. Но потом стала закрадываться мысль: если ученые в зрелом возрасте, в здравом уме приходят к религиозности, то предполагать, что они чего-то недопонимают, — это самомнение. В реальности, видимо, все-таки по-другому это устроено.

Когда ты исследуешь глубоко любую часть мира, то приходишь к той границе, когда материальное заканчивается, а начинается что-то новое. То, что обычным нашим языком описано быть не может и в наших категориях понято быть не может. А если и может быть понято, то очень-очень грубо. Но при этом оно реально, оно существует. И самое главное: оно не просто имеет отношение к нашему миру, а является определяющим для него.

Можно считать, что материальное определяет духовное, а можно считать, что духовное определяет материальное. Собственно, это и есть базовое разногласие: материя первична или сознание первично?

Когда ты подходишь к этой границе, то допущение, что духовное может определять материальное, начинает разворачивать мир по-другому.
БИЗНЕС И ДУХОВНОСТЬ
Когда бизнесмены задумываются о духе?
У ведущих предпринимателей — не тех, кто захвачен деньгами, а тех, для кого бизнес является формой самореализации — на определенном этапе возникает вопрос: «Что дальше?» Этот вопрос заставляет их идти глубже и смотреть, как устроен мир. В том числе, как устроен бизнес.
Только на поверхностном уровне кажется, что бизнес — это машина по зарабатыванию денег. Совершенно очевидно, что у разных людей машина, построенная по одним чертежам, может ехать хорошо, плохо или не ехать вообще.
А значит, что дело не в машине, а в чем-то более глубоком. Исследуя мир, люди начинают осознавать принципы, которые заложены в бизнесе. Эти принципы являются проявлением в социальном плане глубоких духовных вещей, внутренних законов. Особенность бизнеса в том, что он очень прагматичен, и поэтому использует все, что работает. Некоторые люди, например Герман Греф, чувствуют это. Почему он пригласил именно Садхгуру, трудно сказать. Но это и не важно.

Кстати, один из важных поворотов в бизнесе, который мы называем клиентоориентированностью, возник как проявление духовного принципа: случился переход от «получить» к «дать», от мышления «как получить деньги» к мышлению «как и какие запросы удовлетворить».
Ко мне некоторое время назад пришло осознание: чтобы компания долго была эффективной, желательно выстроить ее вокруг духовного ядра, о котором сотрудники могут и не знать. Но именно оно соединит ценности компании с духовным планом.
Грубо говоря, в компании должен быть человек, который либо молится, либо медитирует. И это его основное занятие.
Он соединяет ценности компании — речь о нематериальных ценностях — с духовным планом. Соединяет духовный план с общечеловеческим. Затем другие люди переводят эту связь на язык бизнеса. А уже следующий круг людей этот бизнес-запрос реализует в обычной структуре компании.

Почему некоторые компании неэффективны? Они построены по принципу «меньше дать — больше получить». И быстрей. Поэтому они исчерпывают «кармический запас», который у них есть. Когда он заканчивается, компания должна либо умереть, либо сильно перестроиться. А когда компания работает именно как проводник чего-то духовного и ценностного, тогда все хорошо.
Кто в ответе за центр?
В духовном центре может находиться сам человек — владелец компании. Это идеальная ситуация, это редко очень бывает, но это возможно. Если руководитель — явно или неявно, осознанно или неосознанно — соединен с духовными ценностями и транслирует их в своей компании, то такие компании очень эффективны. В них очень хорошая атмосфера, которая передается клиентам. Такая схема может существовать столько, сколько руководителю хватит стойкости быть этим проводником.

Если он сам не может выполнять эту задачу, ей может заняться другой специальный человек. Вообще желательно, чтобы это были топы компании, хотя бы некоторые топы — люди, которые разговаривают на языке бизнеса, но руководствуются общечеловеческими ценностями.
Для многих компаний все это будет звучать странно.
Эти подходы сегодня звучат для компаний странно, потому что нынешние компании родились из другого запроса. Они растут снизу, из материального мира. Но если они правильно растут — то они движутся к «небесам». Бизнес идет снизу, но включает в себя все более тонкие методы, все более тонкие инструменты, все более тонко чувствует ситуацию.

Раньше человек был придатком конвейера, то есть механизмом. Все, что от него требовалось, — чтобы он быстро выполнял задачу. Ему не нужно было соображать, не нужно было проявлять инициативу или испытывать эмоции.

Когда эта система была внедрена везде, то бизнесу для перехода на следующий уровень потребовалось нечто принципиально новое. В итоге управление стало более тонким: руководители начали учитывать особенности человека, выбирать для него задачи, которые ему интересней, стали вводить систему мотивации. Человек уже рассматривается как носитель желаний, как минимум.
На следующем уровне бизнес перешел от материальной мотивации к более продвинутой. Потому что дело потребовало более развитых людей. А для них старые методы не работали.
Сегодняшние холакратия и самоорганизация — это как раз попытка интегрировать еще и творческий аспект человека. В фокус попадает творческое начало. Современный бизнес пытается объединить людей по творческому импульсу. Это совсем высокий уровень. Творчество — это и есть проявление духовности в каком-то смысле. Бизнес движется в эту сторону.
"Грубо говоря, в компании должен быть человек, который либо молится, либо медитирует. И это его основное занятие."
ТРЕНИНГИ И ЛЮДИ
Как давно ты занимаешься тренингами?
С 93 года примерно.
Люди, которые к тебе 25 лет назад приходили на тренинги и люди, которые сейчас приходят, отличаются? Как изменился запрос за это время?
К тренеру приходят люди, которые с ним созвучны. Они, с одной стороны, служат тренеру зеркалом, а с другой стороны, он сам для них является следующей «зоной роста».

За 25 лет практики изменился я сам. Поэтому люди, которые ко мне приходят теперь, отличаются от тех, кто приходили изначально. Но запрос, как ни странно, все время примерно одинаковый.

Люди чувствуют, что контактируют с каким-то духовным пластом, но что это — непонятно. Как с этим осознанно контактировать — непонятно. Как это использовать в своей жизни — непонятно. Но интересно. И есть внутри ощущение, что это и возможно, и ценно.

Неважно, как они это формулируют. По сути, это некий внутренний запрос на развитие. На то, чтобы начать или продолжать двигаться, сделать следующий шаг. Ты смотришь вокруг и ищешь людей, с которым у тебя есть какое-то созвучие. Если это произошло, туда и идешь.

В 90-е годы мир был более хаотичным, наш российский мир. Там и тонкий план, и материальное, — все было замешано. Основной запрос у людей был — во всем этом как-то разобраться. Больше за такой вот ясностью приходили.

Сейчас, когда уже слои оформились, человек, находясь на определенном уровне, уже понимает, где он находится. Запросы сегодня более отчетливые и конкретные. Сейчас есть люди, которые хотят улучшить здоровье или эмоциональное состояние. Есть те, у кого запрос почти духовный, но не совсем. Они не готовы идти глубоко в религиозные традиции, но при этом у них что-то стучит внутри — душа, может. Этот запрос я обычно интерпретирую как желание соединить духовное с материальным.
Они ищут, как состыковать духовный запрос с реальной жизнью, в которой приходится ходить на работу, зарабатывать деньги и так далее.
Те люди, которые хотят просто духовного, к тренеру не идут, они идут в традицию. А мое предназначение, которое я для себя осознал уже давно, — это как раз соединение духовного с материальным.
ПРО СИСТЕМУ
Расскажи о своем опыте работы в системе. Система помогает или мешает? Как ты принимал решение, что пора создавать какую-то структуру и как ты принимал решение, что пора выходить из структуры?
Я всегда был не очень хорошим продвиженцем. Я чувствовал, что я хороший тренер и результат моей работы хороший, а где взять людей, чтобы они это почувствовали, я не понимал.

Поэтому возникла идея, что хорошо бы сделать такую компанию, которая будет народ собирать. И изначально так все и работало - я был единственным тренером и задачей компании было обеспечить мне людей, а людям меня. И это было очень гармонично.

А потом по мере развития, компания начала закрепощаться и меня закрепощать. Кто-то из известных бизнес-тренеров сказал, что создание бизнеса похоже на секс с гориллой - ты можешь закончить только когда она тебе это позволит.

Ты создаешь компанию и очень быстро становишься зависим от нее - она начинает определять, что тебе делать, чего тебе не делать, как тебе жить. И до тех пор пока это было эффективно, в этом был смысл. А когда мы пришли к той фазе, что тренинги проходят, люди есть, а мы каждый месяц остаемся в минусе, стало понятно, что какая-то это не очень эффективная система.
Горилла отпустила тебя?
Я ускользнул. Сказал, давайте дальше без меня. Секс можете продолжать, но уже без меня.

Тренерство это очень энергоемкое занятие. Я пропускаю через себя энергетику всего зала и очищаю ее. Поэтому люди на выходе другие, чем на входе. Это выматывает, и сил на грамотное построение компании не остается.

В той ситуации это был уже вопрос выживания. Я когда вышел из бизнеса, вроде ничего не изменилось, вроде также должен тренинги собирать, их вести. Но у меня было огромное облегчение, потому что я почувствовал, что вырвался из каких-то очень жестких рамок, чего-то такого, что меня очень сковывало.
Теперь сам собираешь людей?
Нет. Так и не научился. Но они собираются. Сами как-то.

Мне конечно, подсказывают что-то, но по хорошему - нет. Я пробовал системно, как рекомендуется - нужно вести свой блог, нужно два раза в неделю что-то публиковать. Я вижу, как люди это пишут и я понимаю, что они делают, зачем они это делают. Но я так не могу. Я не так устроен.

Одно время со Светой публиковал "Умные разговоры за завтраком". Это была хорошая идея. Часто утром, она мне какой-нибудь вопрос задаст, я начинаю его развивать и получается какое-то глубокое изречение. Она говорит - напиши. Но когда я начинаю писать - если я не сразу пишу - то остается только тень. Та жизнь, которая в нем рождалась, уходит. Поэтому не знаю, что с этим делать. Есть такая ценность, но вот она да, пропадает.

Есть люди, которым нормально писать, а я скорее мыслитель и практик. Я могу придумать новую практику. Люди приходят, я смотрю, какой у них запрос и могу придумать новую практику, для того, чтобы у них этот запрос как-то реализовался. Я могу им объяснить, что с ними происходит. Я могу ситуацию в целом увидеть. А вот писать это все - нет, это кто-то другой должен делать.
Как ты относишься к Тони Робинсу?
Никак, я же его как тренера не знаю. Но ребята мои знакомые ездили к нему в Англию, им понравилось. А поскольку вкус у них хороший, то я им доверяю.

Я не очень понимаю жанр мотивационных и вдохновляющих тренингов. Я во вдохновление не верю. Вдохновление - штука быстропортящаяся.

Может быть он подключает к какому-то потоку. И для многих людей это может быть не то что достаточно, а даже с избытком. И тогда для этих людей он очень эффективен. Хотя всегда хорошо было бы выяснять, что за поток. Потому что за любое подключение мы чем-нибудь да расплачиваемся.
Как черная и белая магия?
Ну да. Когда тебя подключает буддийский мастер, там понятно - ты подключаешься к самому верху, поэтому ты ничем не расплачиваешься, кроме того, что это подключение само по себе будет требовать от тебя внутренней перестройки, которая сама по себе интенсивна. Ты платишь интенсивностью перестройки. Но поток заведомо чистый.

А вот когда остальные люди подключают, это всегда вопрос, куда они подключают. Но для многих людей то, что делает Тони Робинс, это очень хорошо. Говорят, что он прям с любовью это делает и эта любовь ощущается. Это хороший знак
Если посмотреть на рынок тренингов с точки зрения экономики. Он зародился, пережил бурное развитие - все ходили на какие-то тренинги, потом расслоился. Повлияло ли это как-то на тебя?
Конечно. Это же не просто модные тенденции. Мода есть отражение чего-то. Если мы говорим не про моду в одежде, а такого плана моду. Сначала Греф приводит Садхгуру - это же не Грефа бзик, это отражение какой-то тенденции, которую он раньше других уловил. Потом это станет модой. Но Садхгуру один, поэтому компании поменьше Сбербанка будут привозить эдаких мини-садхгуру. Потом это станет трендом. А потом когда все к этому привыкнут, захочется идти дальше. Так человеческий ум устроен.

С тренингами то же самое. Это был прорывной формат обучения, образования. Когда ты за несколько дней исследуешь много разных аспектов и в концентрированном виде получаешь какие-то открытия и откровения. Потом, чтобы встроить эти откровения в жизнь, нужно время. По моим ощущениям, для того, чтобы встроить в жизнь то, что дается на базовом и продвинутом курсах, уходит примерно год.

Через год жизнь людей выравнивалась. Все последствия послетренинговые - и позитивные и негативные, устаканивались и человек начинал осознавать, что за этот год он решил свои задачи, начал смотреть по-другому, жить по-другому и успокоился. Переходные процессы закончились.

Тренинги возникли в конце прошлого века. Это были где-то семидесятые годы. И это был инструмент того времени, того века. Сейчас тренинги, как формат, себя исчерпывают. Я не случайно бросил тренинги и перешел на программы.

Если у меня есть тренинг, то только внутри программы. Тренинг используется как интенсивный способ получить какой-то опыт, а потом в рамках программы этот опыт распаковывается и встраивается. И тогда, во-первых, нет сильных скачков. И во-вторых, процесс контролируемый.

Когда люди проходят тренинг и уходят домой, они остаются один на один со всеми теми перепадами, что с ними происходят. И куда их вынесет, как они с этим будут справляться, это их уже дело и одна из причин негативных последствий тренингов. А когда они находятся в программе, то тогда сама программа является поддержкой. Кроме того, поскольку они находятся в программе, тренинг не является большим разрывом между тем, как они живут и тем, что в тренинге осваивают. Поэтому переходный процесс очень короткий и мягкий.
ПРО ЛИЧНОЕ
Что тебя лично поддерживает, что тебя питает, радует, дает силы? Откуда ты черпаешь энергию и вдохновение?
Один из источников это конечно же люди, которые у меня в программах находятся. Когда я вижу, что с ними происходит, это само по себе является сильным вдохновляющим фактором.

Потому что категории очень тонкие, во-первых. А во вторых, поскольку я являюсь проводником, а не делателем, то никогда непонятно, какую роль я вообще во всем этом играю.

То есть люди собираются, с ними что-то происходит и это-то очевидно. Они это признают. Но имеет ли отношение ко мне? Или это эффект плацебо? Или это просто эффект того, что мы просто вместе собрались? Или это вообще чистая иллюзия - сегодня ему получше, завтра похуже. Мы смотрим в тот день, когда получше, и считаем, что вот ему стало хорошо. А завтра ему будет похуже.

Когда есть выхлоп долговременный, постоянный и подтверждаемый не только этим человеком, а его окружением, когда человек говорит, что в жизни у него действительно радикальные изменения происходят, тогда да. Радикальные - имеется в виду качественный скачок, даже если это качественный скачок в его самоощущении. Или во внешнем плане.

Когда родственники начинают видеть эти изменения, ощущать их, это является вдохновляющим, как некое подтверждение того, что то, что ты делаешь это правда приносит те результаты, которые ты сам же и декларируешь. Потому что все-равно сначала ты декларируешь результаты, а уже потом пытаешься их как-то обеспечить. Это что касается работы.
"...все-равно сначала ты декларируешь результаты, а уже потом пытаешься их как-то обеспечить"
Второй источник - это практики. Поскольку я постоянно занимаюсь практиками, они очень сильно меняют. Являются источником ясности, энергии и мотивации. Чем больше получаешь удовольствия от практик, тем больше хочется в них вкладываться и тем больше у тебя энергии в том числе и на другие дела.

И еще один источник - по-видимому, наши взаимоотношения семейные. Взаимоотношения простыми вообще не бывают. Они бывают простыми, только если они примитивные. Если они не примитивные, то они всегда не простые. Здесь очень сильная взаимная поддержка, наработанное доверие друг к другу, которое позволяет слышать другого человека. И когда он говорит тебе какие-то нелицеприятные вещи, все-равно воспринимать их именно как информацию, как обратную связь, которая тебя продвигает. За всем этим стоит взаимный вклад друг в друга, который является хорошей поддержкой.
Есть ли у тебя мечта?
Мечты бывают двух типов.

Первый тип — это когда человек хочет сбежать из этого мира и мечтает о том, как было бы здорово, если бы все было не так. Это не мечта, скорее способ избежать неприятностей.

Вот я живу в России, и жизнь у меня такая. А вот если б я жил где-нибудь на острове, я бы там загорал, купался, там женщины и многое другое — вот это было бы чудесно. Такая абстрактная мечта к реальности никакого отношения не имеет. Я ничего не делаю, чтобы ее реализовать. Когда нынешняя жизнь меня достает, я помечтаю, и мне вроде легче становится.
Второй тип мечты — это воплощение самого высшего запроса. Мечта как картинка, которая меня вдохновляет, в которую я вкладываюсь, чтоб она реализовалась.
Она на первом этапе является мечтой, а дальше становится целью. Когда накапливается достаточно ресурсов, ее уже можно сформулировать как цель. Если это масштабная мечта, на ее основе может реализоваться, например, миссия.

Мечты первого типа у меня нет. Я не мечтаю о том, как было бы все замечательно. Точнее, если такие мечты и мелькают, просто как мысли, то я их отсекаю, потому что они никакой пользы не приносят, только силы забирают. А мечта второго типа, наверное, есть.

Некоторые мечты, даже не очень осознаваемые, у меня исполнились. В качестве парадоксального примера могу рассказать, что у меня была мечта провести тренинг на миллион человек. Я-то думал, что это абстрактная мечта. поэтому не вкладывался в то, чтобы она реализовалась.

А потом мой тренинг записали на видео, сделали из него 21 передачу и раз десять прокрутили по телевидению. А там миллионов пять зрителей, но поскольку крутили ее раз десять, то много больше. И я вдруг обнаружил, что мечта моя исполнилась. Мой тренинг точно прошли больше миллиона человек.

Потом была мечта путешествовать. Недавно я посчитал и понял, что повидал уже 33 страны, причем не то чтобы я что-то специально для этого делал. В принципе, неплохо. Исландия почему-то меня еще привлекает. Я думаю, что я все-таки до нее доберусь. И вторая мечта — это все-таки жить на природе, за городом и заняться духовными практиками. Тоже мечта реалистичная, я сейчас к ней двигаюсь потихонечку.
Фотографии: Igor Myzalevsky
Фото обложки: ludmilafoto.ru